Гора Юрма

Есть на Земле места, где деятельность человека нанесла непоправимый урон природе, превратив их в грязные, опасные и жуткие. Одним из таких мест всемирно признан город Карабаш в Челябинской области. Местный медеплавильный комбинат превратил его окрестности в подобие безжизненной планеты, люди здесь болеют и умирают. Но, по странному стечению обстоятельств именно рядом с Карабашем находится гора Юрма, на вершине которой есть скалы удивительных форм, прямо под боком у отравленного города, до него всего 14 километров по прямой.

Высота горы Юрма чуть больше тысячи метров, и ветры в основном дуют со стороны горы на Карабаш, унося ядовитый дым прочь. А реки текут со склонов, и потому совершенно чистые. Так что, попадая в окрестности Юрмы и на ее вершину, чувствуешь, что попал совсем в другой мир, мир нетронутой природы. Сама гора имеет вытянутую форму, как небольшой хребет, расстояние между крайними скалами 6 км.

На вершину ведут две основные дороги - со стороны Карабаша, наиболее используемая туристами, и со стороны парка Таганай, но по ней мало кто ходит. На Юрме несколько крупных скальных выходов удивительного розоватого цвета, разнообразных форм, способных разбудить Вашу фантазию, "Чертовы ворота", "Крепость", "Башмак", и другие. Кроме того, с нее открывается потрясающий вид на горы хребта Таганай, город Карабаш, и Челябинские озера.

Наверху вся гора покрыта лесом из низкорослых елей и кустарников, там множество очень больших муравейников, следов пребывания зайцев, косуль, лосей. К основным скалам ведут тропы, только к самым крайним нужно идти по дебрям и зарослям. Немаловажно то, что на стоянках Труба и Кресты под горой имеются родники и крупные ручьи с хорошей питьевой водой, кроме того, по склону горы, обращенному к Карабашу, также сбегает чистый ручей. Правда, есть ли он здесь в разгар жаркого лета - неизвестно.

И, хотя в переводе с тюркских языков "Юрма" значит "не ходи", но однажды в конце весны мы решили рискнуть, и совершить восхождение на эту уральскую красавицу-гору, и я даже взял с собой видеокамеру, чтобы снять все, что удастся увидеть. А что у нас получилось, можете прочитать в рассказе.

Это третья часть рассказа. Рекомендую начать с первой

Юрма - не ходи. Но мы пошли...

День третий. Блуждание по дебрям, поиски скал Южные ворота, поля кислицы, опять клещи, обход Юрмы по кругу

Этой ночью было гораздо прохладнее, да еще вещи некоторые сырые от дождя, и Сашина кофта мокрая, а я ей как раз накрывалась ночью... Так что пришлось мне немного померзнуть, и потому спала совсем некрепко и беспокойно. Александр тоже спал не очень хорошо, ноги устали, все-таки вчера по горам не мало полазили. А вот утром все довольно быстро пришло в норму. Вася долго засыпал, часов до двух, видно, с непривычки. Так что и он спал не слишком хорошо, но встал на удивление бодрым и веселым.

Погода поначалу была переменная, нейтральная, а потом и солнышко выглянуло, стало сквозь ветки нам на палатки попадать. Было еще влажно, и земля, и трава пока мокрая. Я долго не могла себя заставить выбраться из спальника, ведь только под утро смогла немного расслабиться и согреться - всю ночь тряслась, как в лихорадке. Еще меня беспокоил мой левый мизинец, он сильно распух, и даже задевать его было больно. Как же я на гору-то пойду. Видно, придется надеть сланцы... Саша достал диктофон, и мы договорили вчерашние события.

Будильник пропищал половину восьмого. Мы выбрались, наконец, из спальников, Александр отправился снимать на видеокамеру окрестности, а я пока переоделась и собрала все вещи в палатке. Василий уже давненько вышел наружу, и успел развесить сушиться на соседних кустах свои полотенца и носки. Костер нам сегодня был не нужен, чай уже заварен. Так что оставалось только сделать зарядку и позавтракать. Двигались мы не спеша, торопиться было некуда, сегодня идти нам гораздо меньше.

Кругом стоял умытый дождем влажный свежий лес, сильно пахло черемухой, пело множество птиц. После завтрака мы собрали и разложили по рюкзакам вещи - что с собой, что спрятать внизу. Мы собирались дойти до скалы Южные ворота, но на картах никаких четких троп к ней не значилось. Попробовали набрать телефон того водителя, Сергея, который завтра должен был ехать в Екатеринбург и забрать нас в Карабаше. Обговорили с ним подробности, точное время, место, куда подъехать. За лишние сто рублей он согласился прибыть к заводоуправлению, чтоб нам было не так далеко идти от леса. В два часа мы назначили с ним встречу.

Когда уже собирались идти прятать рюкзаки, на поляне нашей показался велосипедист, пожилой мужчина. Он проехал к дальней от нас реке, оставил там велосипед, походил немного, что-то высматривая, и направился к нам. Поздоровался, спросил, откуда мы. Сам сказал, что местный, приехал собирать кислицу (я подозреваю, что так здесь называют ревень). Показал нам эту траву с мясистым толстым стеблем, дал попробовать на вкус - действительно, приятная кислинка.

На мой вопрос, что с ней делают, ответил, что варят из нее варенье, компот, а также пекут с ней пирожки, и начинка по вкусу напоминает землянику. Сказал, что собирать кислицу он будет не здесь, где ее маловато, а в километре дальше, за речкой, вот там она и крупнее, и больше ее. Еще мужчина рассказал, что только что сопроводил на стоянку Труба восемь женщин с рюкзаками, и они тоже собирались идти на Юрму, только по другой дороге.

Мы приняли все к сведению, подождали, пока он уйдет, взяли рюкзаки, и пошли к тому месту, где вчера их прятали. Попутно, конечно, проверили, не растет ли там рядом кислица или черемша... Нет, ничего такого, что может привлечь людей. Спрятав вещи, мы направились снова по той же дороге на гору. Надо сказать, что я действительно пошла в сланцах, надев под них носки. В кеды я просто не смогла запихать ногу. Взяла эту обувь с собой, на всякий случай.

Сегодня погода была прохладнее, а выше по склону начал дуть довольно свежий ветер, так что идти было значительно легче, и пыхтели мы меньше. А еще мы с Сашей надели не шорты, а брюки, чтобы больше не царапать ноги о местные колючие дебри, и взяли с собой кофты. Попили воды из ручья на середине склона, немного отдохнули. Александр пожаловался, что у него болит бедро с наружной стороны на правой ноге - видимо жесткой вставкой рюкзака натерло с непривычки.

На вершине Юрмы присели, а кто-то даже и прилег, поболтали на диктофон, осмотрелись, передохнули. Заметили белые первоцветы с пятью лепестками и пушистым стебельком - странно, вроде, вчера их не было... Еще увидели, что на небе увеличилось количество облаков, теперь минут десять светило солнце, и столько же потом была тень.

Через полчаса мы встали, и начали искать в левую сторону от дороги через хребет тропу до скалы Южные ворота. Сначала нашли довольно утоптанную тропинку, но она быстро кончилась на соседней поляне и растворилась в еловой чаще. Мы попытались пролезть без тропы, но здесь было еще хуже, чем вчера - лес был гораздо гуще, приходилось буквально пролезать сквозь елки. И, скажем прямо, в сланцах такие прогулки ну очень не удобны...

Метров через двести Александр остановился, и сказал, что у него есть идея. Я прямо испугалась, но он сказал, что нам лучше выйти на дорогу, что переваливает через гору, спуститься по ней, обойти гору, и с левой стороны попробовать пройти до этих Южных ворот, там это вроде ближе всего. Мы согласились, потому что иначе вся одежда в лохмотья превратиться. Снова по дебрям мы продрались к дороге, и по пути видели очень много помета косуль, и множество следов лосей. Причем некоторые следы были странные - будто копыто у лося не раздвоенное, а растроенное. Мутант!

И вот мы пошли по дороге с горы, но вела она не круто вниз, и была вполне пристойной за исключением небольшого участка с грязью и лужами. Зато кругом виды были очень живописные - молодой березняк с только что распустившимися листочками, симпатичные, как в питомнике, елочки... Довольно быстро мы дошли до развилки под горой, где дорога уходила направо и налево. Направо заметно было, что туда мало кто ходит, все травкой заросло. А вот влево - хорошо наезженная дорога. Нам как раз туда.

Прошли мы несколько сотен метров, увидели красивую поляну с мягкой подсохшей травкой, и решили там присесть, пообедать. Достали припасы, налили чайку... Во время обеда сняли сначала с Саши заблудшего клеща, потом еще одного - с меня. Видно, с травки наползли, но впиться не успели. Солнце пригревало сильно, и Василий сказал, что отойдет метров на пятьдесят в тень елок, полежать, отдохнуть. Договорились, что на отдых у нас 15 минут.

А мы остались на месте, сидели, любовались поляной и лесом, птичек слушали. На диктофон немного поболтали. Тут подошел Вася, и сказал, что время вышло, надо дальше идти. Сложили мы вещи в похудевший рюкзачок, и отправились по дороге мимо горы в сторону парка Таганай. Здесь везде было сухо, под ногами все та же сухая мягкая травка. Слева от нас пологий склон горы, где лес от нас отделен просторными полянами. А с правой стороны между деревьями часто открывались виды на далекие горы, некоторые, кажется, повыше Юрмы будут. Красота необыкновенная!

Попадались всякие деревья замысловатой формы: одно закрученное почти в узел, другое искривленное. А одна береза была когда-то повалена на землю, вросла в нее и выпустила ветки вверх, как новые деревья. Было похоже на многоножку, крадущуюся по поляне. На березах здесь листочки только-только начали пробиваться, хотя на стоянке Труба уже крупные. По дороге местами текли чистые, прозрачные ручьи. Александр мочил в них тряпочку, которой накрывал от жары голову.

А я была в сланцах и носках, поэтому периодически шагала с мокрыми ногами, и носки грязные уже. Но мне это ничуть не мешало, зато ногу не больно! Ароматы кругом были сплошь приятные - то черемухой, то хвоей, то травами... И это несмотря на относительную близость Карабаша. На небо набегало все больше облаков, и ветер дул все более свежий, иногда даже холодный. Но при солнышке становилось жарко, так что я кофточку то надевала, то снимала.

Дошли до места, где на большой поляне дорога уходила направо. Прямо тоже вроде бы были колеи, но совсем заросшие. Стояли два стенда, на одном было написано "Национальный парк "Таганай", на другом - "Охранная зона". Александр глянул в навигатор, и определил, что мы пойдем направо, у него там ниже метров на 400 значилось примыкание дороги, куда вроде бы нам и надо. Но отчего-то он был в этом не совсем уверен, и предупредил, что если что, надо будет обратно возвращаться.

Как в воду глядел! Пошли мы по этой дороге направо и вниз, довольно круто. Места здесь уже начались более глухие, на дороге множество следов лосей и по обочинам деревья ими обглоданные. Видимо, в парке "Таганай" звери чувствуют себя привольно. Прошли метров 800, и увидели большой ржавый железный вагончик с закрытой дверью и решетками на окнах. Здесь явно очень давно никого не было. Колеи, что шли мимо вагончика налево, в сторону подножья Юрмы, совершенно уже заросли, и были едва различимы. Понятно, что по такой дороге идти не стоит, потеряешь ее в два счета...

Василий изъявил желание сходить вперед по натоптанной дороге, разведать, что там дальше. Ушел, и с концом! Мы ждать устали, потеряли его, свистели, кричали уже, но он не отвечал, видимо до самого Таганая решил добежать. Саша пошел вверх по дороге - поглядеть вдаль, не идет ли Вася. А я стояла на месте, и ждала. Наконец Василий вернулся, и мы отправились назад, к стенду "Национальный парк "Таганай".

Там, куда он ходил, ничего интересного не встретилось, лес и лес... У стенда на поляне свернули налево, и пошли по дороге, поросшей травой. Но такой она оставалась недолго, свернула за лесок, и стала опять хорошо наезженной. Видимо, просто на поляне трава очень быстро росла на открытом и сыром месте, и этой весной тут еще никого не было, примять не успели.

Снова по сторонам потянулись большие поляны заросшие травами, в том числе и кислицей. Справа открывались виды на гору Дальний Таганай со снежниками, зеленеющие леса... И снова куча следов - лосиных, лисьих, еще чьих-то. Иногда с обочин взлетали рябчики. Видели и каких-то хищных птиц в небе. Проходили мимо обширного поля, совершенно равномерно засыпанного курумником, странно, откуда здесь столько камней нападало, на ровном-то месте? Периодически обходили редкие, но большие лужи.

Обход шел всегда по кустам, и после него с одежды надо было срочно снимать клещей, их там было много. Только на Васю клещи упорно не садились! Может, думают, что там и есть-то нечего... В одном места Саша сказал, что по навигатору здесь на поляне начинается тропа к скале Южные ворота, но, сколько мы ни вглядывались в лес за поляной, никакого прохода, даже намека на него не заметили. Решили, что идти в такие дебри без тропы не стоит, не продерешься. Пошли дальше, идти до стоянки еще долго было.

Александр рванул вперед, и шел, далеко нас обогнав. Это для того, что ежели вдруг зверь какой повстречается, то чтобы его снять на видео получилось, один он шел тише, чем мы все втроем. А мы с Василием коротали время пути за разговорами обо всем на свете, он очень приятный собеседник, умный, спокойный, с интересными мыслями. Весенний зеленый лес радовал пением птиц и зеленью, погода - солнышком. Я все думала, какие же прекрасные здесь места, как здорово, что мы сюда приехали! Дорога потихоньку заворачивала все больше влево, было понятно, что мы действительно обходим Юрму по кругу, хотя склонов горы видно не было. Ровный лес, и все.

Примерно километра за два до Крестов мы заметили на дорожной грязи следы велосипедных колес, видимо, за кислицей сюда люди ездят. Кстати, самой грязи стало больше, больше всяких ручейков, луж. В какой-то момент Саша шепнул "Тихо! Зверь!" и стал доставать камеру. Но мы с Васей видели только пару человек вдалеке. И тут на дороге показалась крупная собака, пушистая, как лайка. А Саша-то подумал, что это волк... Серая собака виляла хвостом, а за ней шли парень в камуфляжном костюме, и две девушки - тоже за кислицей отправились. Мы перекинулись с ними парой слов, и пошли каждый своей дорогой.

Вскоре мы перешли речку у той поляны, где ночевали. Зашли на полянку, посмотрели на нее еще разок, и пошли забирать наши рюкзаки. Они были на месте, нетронуты. Надели мы их, отметив, что они значительно полегчали. Пошли к стоянке Труба, гадая, свободна ли она будет, или там куча народа... Идти вниз по дороге не тяжело, да и путь уже знаком. Когда уже подходили к стоянке, впереди по дороге на Карабаш проехал тот дядя на велосипеде с большим тюком кислицы.

На Трубе было пусто, все без изменений. Было пять часов вечера, и счетчик на навигаторе показывал 47,5 километров, а утром в 10 часов, когда выходили с Крестов, было 33,5. Значит, за весь день мы прошли 14 километров - неплохо! Мы сразу стали выгружать вещи и ставить палатки. Но предварительно осмотрелись на клещей, никого не нашли.

А вот в процессе хозяйственных дел началось - я почесала шею - а там клещ. Сняли его. Потом наклонилась, убрала со лба прядь волос - а там опять клещ! Тут я уже позвала Сашу - смотреть этих букашек по линии роста волос, не сидят ли там еще штук десять. Нет, никого, вроде. Я решила распустить волосы - и тут на шею выполз еще один. Очень странно, как они все в волосы наползли? Я как следует прочесала волосы, еще на раз ощупалась, чтобы быть спокойной.

Ну, а дальше мы развели костер, поставили котелок, разбили палатки. И, когда уже заварили пюре и собрались ужинать, услышали голоса. На поляну подошла команда женщин в возрасте лет от 50 до 75. Все налегке, с маленькими рюкзачками. Я тихо порадовалась - значит, ночевать здесь не будут. И правда, они сказали, что приехали из Миасса на один день, и за ними к повороту на эко отель подъедет машина. Сказали, что на гору ходили другой дорогой, что ведет прямо к скалам Чертовы ворота.

Одна женщина спросила, не видели ли мы здесь ее забытую сидушку? Попили они чаю, отдохнули немного, предупредили нас, что будет проходить еще одна большая группа туристов, и ушли. Мы стали ужинать и кипятить воду на помывку Саше, но, как только вода вскипела, прибыла обещанная толпа туристов. И снова все пожилые, и снова из Миасса, но здесь уже были двое мужчин лет по 70. За ними также должна была прийти машина.

Эти люди спросили, не встречался ли нам здесь забытый ими аккумулятор для камеры? Группа ушла, только Саша мыться собрался, пришли тот парень и две девушки. Тоже сели передохнуть, умылись, и спросили нас - не видели ли мы их собачку? Я поняла, что в этих местах у всех все теряется... Наконец, и они ушли, и Александр смог помыться. Я поливала ему теплой водой, но прохладный ветер слегка добавил дискомфорта. Так что он сразу после водных процедур пошел греться у костра.

Потом мы пили чай, потом я тоже помылась, да и Василию полила. И еще пили кофе, и беседовали, и снимали на камеру варганный концерт Александра. Приятнейший вечерок! Костер жгли дотемна, Вася работал кочегаром. Над нами приглушенно чирикали ночные птахи. Комаров сегодня было совсем мало. Наутро мы решили вставать в семь утра, чтобы успеть собраться и к назначенному времени прийти в Карабаш. За весь этот день, несмотря на долгую прогулку, мы даже не утомились, и нога у меня совсем не болела.

Уже в темноте я отправилась в палатку, утепляться и спать. Надела на себя все, что положено, для тепла, и потому спала вполне нормально, просыпалась всего пару раз, оттого, что замерзал открытый нос. Я его прятала обратно в спальник, и засыпала снова. Саша тоже спал хорошо, даже с открытой головой. Он, кстати, когда почувствовал, что температура падает, закрыл дверь палатки, чтобы не дуло.

Продолжение рассказа о походе на гору Юрма

Как добраться до горы Юрма

Гора Юрма находится примерно в двухстах километрах от Екатеринбурга. Если считать от метро Ботаника до заводоуправления Карабашмедь, по трассе будет 180 км. Дорога через Тюбук и Кыштым. Оптимальным вариантом будет доехать туда на попутке, либо договориться на Бла-бла-каре. Направление популярное, машин много. Еще есть аналогичный сайт - едем.рф

Можно добраться и на рейсовом автобусе, но время уйдет раза в два больше, и за рюкзак потребуют доплату, да и по городу лишние 4 километра топать придется, в Карабаше автобус неудобно останавливается, далеко. Либо по городу на такси проехать. Рейсы в сторону города Миасс.

Если на своем авто, то можно доехать до эко-отеля "Экстрим-парк", дорога проходима для любой машины, и там на платной стоянке оставить автомобиль. Сэкономите восемь с половиной километров.

Если вышли у заводоуправления, то нужно идти по улице Освобождения Урала, затем направо, ну и дальше все в рассказе. До стоянки Труба 16 км в гору.

Карта горы Юрма

Скала Чертовы ворота на горе Юрма

Видеосюжет из фильма «Юрма»